Купить антивирус касперского на Support.by        аренда виртуального cервера на Support.by


История

Архитектура

Статьи

Новости

Галерея

Аннотация

Brief summary

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если взять в руки циркуль и на географической карте мира обвести кругом Европу, то ее центр окажется на территории Республики Беларусь - где-то между Минском и Гродно. Точнее, центр окружности попадает на городок под названием Мир. Говорят, что пресловутая географическая точка находится как раз под стенами здешнего замка.

Очертания старинного замка видны издалека: величественные башни, высоченные стены, трехэтажный дворец - все здесь таит в себе отголоски прошлого. Согласно легенде Мирский замок, построенный таинственными богатырями, существует с незапамятных времен. Версия ученых-историков более прозаична: по их сведениям замок, впоследствии получивший название "ярчайшего средневекового цветка", возвел по приказу брестского старосты - придворного маршала Великого княжества Литовского Юрия Ильинича - неизвестный местный мастер.

Возникает вопрос: в каком году произошло это знаменательное событие? Пытаясь отыскать наиболее правдоподобный ответ, специалисты так и не пришли к единому мнению. Одни по-прежнему утверждают, что работы по строительству Мирского замка начались в 1506 году, другие - в 1495-1500 гг., третьи - в 1522-1526 гг.

Вместе с тем исследования Литовской метрики свидетельствуют в пользу последней версии, акцентируя внимание исследователей на первом упоминании о Мирском замке (1527-ой год), связанном с грамотой о разделе владения между сыновьями Юрия Ильинича. Тем более, что имеются письменные подтверждения внушительного кредита, взятого Ильиничем отцом как раз после 1522-ого года. И это при том, что к тому времени Юрий Ильинич был достаточно богатым паном и имел в наличии свыше 40 поместий, то есть в общей сложности около 2000 дворов (можете себе представить, насколько впечатляющими были суммы собираемых податей!).

Кроме того, некоторые особенности архитектуры Мирского замка указывают на то, что он был заложен никак не ранее 1510 года. В двух башнях, юго-западной и юго-восточной, рядом со внутренними винтовыми лестницами имеются характерные своды - такой тип появился в Центральной Европе лишь в конце XV века, а в странах Балтии (например, в костеле бернардинцев в Вильнюсе) в начале XVI века. То же самое можно сказать и о применении ряда декоративных элементов на фасадах.

Уточнить время строительства помогает и еще одно обстоятельство. В 1524-ом году неподалеку от Волковыска был основан костел святого Михаила, пластика архитектурных деталей которого почти не отличается от Мирского замка. Причину столь разительного сходства, в конце концов, удалось выяснить: оказывается, основатель костела был женат на племяннице Юрия Ильинича, так что в 1522-ом году родственников связывало множество имущественных дел.

По сей день продолжаются споры и о назначении Мирского замка. Изобилующий всевозможными декоративными деталями и готическими элементами, построенный в спокойное время и практически на равнине, он едва ли мог использоваться в сугубо оборонительных целях. Это, конечно, не означает, что создатели Мирского замка исключали мысль о защите своих владений, ибо сам факт сооружения на всех ярусах и у подножья дворца бойниц разных размеров, предполагавших использование огнестрельного оружия, трудно назвать случайностью. Особенно если учесть, что западная и южная стены завершались боевой галереей с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов, а наклонные бойницы-щели позволяли лить смолу на головы атакующих противников, кидать в них камнями или же попросту стрелять.

Озадачивает, однако, то, что западные башни расположены слишком близко друг к другу, что должно было бы создавать массу неудобств при наблюдении за обстановкой в окрестностях, а тем более при обстреле. Помимо того, заслуги в предполагаемой обороне многоярусных башен и высоких крепостных стен с течением лет становились все более сомнительными ввиду стремительного развития огнестрельного оружия. Иначе говоря, "ярчайший средневековый цветок" являл собой скорее "игру в замок", нежели замок в привычном смысле этого слова.

Декор башен и стен достаточно скромен - его архитектурный рисунок сложен из однотипных, хотя и разных по величине элементов: ниш, арок и пр. Язык средневековых орнаментов зачастую непонятен, поэтому о предназначении тех или иных деталей зачастую можно только догадываться. Так, к примеру, неясно, что стало причиной появления на южной стене замка каменной головы барана. Стремление обзавестись магическим талисманом или, может, образом "святого ягненка"? Так что предположения о том, что Юрий Ильинич решил построить Мирский замок, чтобы с его помощью получить высокий сан или попросту себя увековечить в свете вышесказанного не кажутся такими уж неправдоподобными.

...Ильинич-старший умер в 1526-ом году, так и не сумев воплотить в жизнь свои грандиозные штаны - во всяком случае в полной мере, поскольку замок так и остался незавершенным. Возлагал ли он надежды на сыновей, которые должны были продолжить начатое им дело? Судя по всему, да, однако судьба распорядилась по-другому.

Сначала умер один из четырех сыновей Юрия Ильинича Николай, что, как и следовало ожидать, повлекло за собой вражду между остальными претендентами на наследство. "Перемирие" между братьями было достигнуто лишь благодаря вмешательству великого князя и короля Жигимонта. Однако уже в 1531-ом году Мирский замок вновь остался без хозяина - молодой и бездетный Станислав Ильинич был отравлен женой собственного слуги во время одного из приемов. Остальным двум братьям также была предначертана короткая жизнь...

Что же касается единственного внука основателя Мирского замка - Юрия, то он, оставшись в восемь лет сиротой и, соответственно, владельцем всей собственности Ильиничей, был взят под опеку Николаем Радзивиллом "Черным" и большую часть жизни провел при его Несвижском дворе.

После смерти Николая в 1565-ом году молодой Юрий Ильинич, не имевший ни жены, ни детей, стал опекуном потомков Радзивилла "Черного", а вскоре, предчувствуя неладное, оформил завещание на старшего сына Николая Криштофа ("Сиротку") и в 1569-ом году умер. Таким образом Мирское графство, включая замок, перешло во владение к Радзивиллам.

При Радзивилле "Сиротке" Мирский замок претерпел определенные изменения. Теперь оборонная функция была возложена на новую и переделанную старую боевые галереи, земляные валы с бастионами по углам, а также рвы с водой.

Сам же замок достраивался в соответствии с требованиями тогдашней моды: вдоль северной и восточной стен - трехэтажный дворец, вдоль южной и западной - одноэтажные подсобные помещения; на втором этаже башни над воротами появилась каплица св. Христофора, на третьем - часы. В самом же дворце на первом этаже хранились запасы продовольствия, оружие и пр., второй был занят администрацией Мирского графства, третий предназначался для князя.

Декоративный облик замка тоже изменился: камень уступил место кирпичу, а главенствующая роль была отдана резьбе. От итальянского ренессанса позаимствована также ритмичность чередования окон и дверей, лестницы и одинаковость высоты помещений на этаже. Не были забыты и элементы готики, другое дело, что простые формы, огромные дворцовые окна оказались как бы внутри оборонного вала в то время, как роскошный декор балконов, светильников, галерей - внутри замкового двора. По сути, Мирский замок стал той загородной виллой, образ которой пленил Николая "Сиротку" еще во время его путешествия в Италию.

Понятно, что далеко не все в истории Мирского замка было столь же безоблачно. Достаточно упомянуть о длительной шведской осаде 1655-го года, Северной войне, в ходе которой шведы в 1705-ом снова брали замок штурмом и сожгли все, что так старательно восстанавливалось несколькими десятилетиями ранее, и о штурме замка войсками Александра Суворова. Тем не менее, самым значительным испытанием для Мирского замка стала Отечественная война 1812 года, когда в июле и ноябре между русскими и французскими войсками шли ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня, где находился пороховой склад, сожжен дворец, а также разрушены фортификационные сооружения.

После отечественной войны 1812 года никаких мало-мальски значительных событий в Мирском замке и его окрестностях не происходило. Но что интересно: чем сильнее он разрушался, обрастая травой и деревьями, тем больше привлекал почитателей старины. Легенды о старинном Мирском замке и его обитателях исчислялись десятками, особенно знаменит в этом смысле один из Радзивиллов - Пан Коханек (от польского слова kochanek - любовник, возлюбленный). Чего только он якобы не совершат: и спасался от пиратов в ореховой скорлупе, и катался летом по соли на возе, запряженном медведями, и славился своими многочисленными романтическими похождениями, а однажды даже обзавелся возлюбленной из числа... сирен!

Радзивиллы владели замком аж до конца XVIII века, позднее он принадлежал графам и князьям Гогенлоэ, Берленбургам, Витгенштейнам, а с 1891-го года стал собственностью князей Святополк-Мирских (общность фамилии и названия имения - не более, чем случайное совпадение), что послужило началом формирования нового дворцово-паркового ансамбля. Его композиционным центром стал двухэтажный дворец, построенный примерно на одной оси с замком в противоположной стороне усадьбы - около бывшего фольварка, на месте садов и огородов. Парадная часть ансамбля была разрешена в классических формах. До наших дней сохранился боковой флигель и большой приподнятый круг с липами, к которому ведут две въездные кленовые аллеи.

Пейзажная часть парка располагалась между замком и дворцом и строилась по принципу чередования древесных групп и открытых полян. Главным структурным и художественным элементом ландшафта явился большой водоем с островом, устроенный в 1896-1898 гг. на месте пяти прудов в пойме ручья и вырубленного сада. Именно он определил основной прогулочный маршрут, который вел от парадного входа вдоль пруда к замку, затем по западной дамбе и по сосновой аллее выводил через мостик опять к дворцу. В 1904-ом году в композицию парка была включена часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских - оригинальное сооружение с колоколом на башне и с красочным мозаичным панно на главном фасаде, выполненное по проекту петербургского академика архитектуры Р. Марфельда. Рядом с панно крепился картуш с гербами четырех старейших городов на Руси (Киев, Новгород, Псков, Москва), призванный подчеркнуть древность рода князей Святополк-Мирских.

После пожара в 1914-ом году дворец не восстанавливался, и последний из князей Святополк-Мирских жил в старом замке вплоть до 1939-го года. Во время II Мировой войны в замке на протяжении года существовало гетто, позднее там стали собираться люди, которых война лишила крыши над головой. Многие беженцы жили тут и после войны - последний житель покинул Мирский замок в начале 60-х гг.

По дальнейшему использованию замка высказывались самые разнообразные предложения: от открытия здесь Дома творчества архитекторов, художников и композиторов до центра по обслуживанию зарубежных туристов. В конце концов, 25 июня 1983-го года в южную стену Мирского был торжественно заложен кирпич с датой начала реставрации, а спустя десять лет состоялось торжественное открытие первой экспозиции в юго-западной башне. Реставрационные работы продолжаются и по сей день.

 


International Research and Exchages Board

This web page is hosted free of charge through the Internet Access and Training Program (IATP). IATP is a program of the Bureau of Educational & Cultural Affairs (ECA), US Department of State, funded under the Freedom Support Act (FSA). IATP is administered by IREX, the International Research & Exchanges Board

State Exchange